ОСОО "АМФР" Ассоциация Медицинских Физиков России
В.А. Костылев Стратегия Фотогалерея Письма Отдельные сообщения Контакты
Скоро

14–15 декабря 2018 г. Итоговая конференция "Нейрорадиология. Заболевания органов головы и шеи"

15 декабря 2018 г. – срок подачи документов на Международный симпозиум IDOS 2019

Поздравляем с наступающим Новым годом!

Наше богатство –
интеллект и энергия профессионалов
Наше богатство –
интеллект и энергия профессионалов

Отдельные сообщения

Горькая правда о "модернизации" нашей радиационной онкологии.

Введение

Для того чтобы "излечить болезнь" сначала необходимо поставить точный диагноз, как бы ни был он неприятен или даже страшен. Такой достаточно точный диагноз состояния нашей радиационной онкологии поставлен в трех статьях [1–3], опубликованных в журнале "Медицинская физика". Там же делаются суровые выводы и достаточно подробно предлагаются пути "лечения болезни". Данное эссе дополняет картину некоторыми эмоциональными штрихами о том, как деловые, но некомпетентные исполнители могут испортить "благие намерения" и планы руководства страны.

"За державу обидно"

Надо отдать должное, что сегодня руководством страны предпринимаются активные шаги по модернизации и экономики, и, конечно, здравоохранения. При этом важное значение придается модернизации онкологической службы, в частности, радиационной онкологии, на что выделяются немалые средства. Да, немалые, но сразу скажем, далеко недостаточные для того, чтобы вылечить нашу "тяжело больную" радиационную онкологию. Эта "болезнь" настолько запущена, что предпринимаемые меры – это чистой воды "плацебо" или, как говорят, "слону дробинка". Кроме того, осуществляется эта модернизация некомпетентно, и деньги фактически "выбрасываются на ветер", так как осуществляют ее некомпетентные в данной области управленцы.

Более того, эти некомпетентные управленцы, критикуемые специалистами, защищают честь своего мундира, прикрываясь правильными политическими решениями руководства страны и, то ли по наивности, то ли намеренно, путая хорошие планы с их плохой реализацией. "Заставь дурака богу молиться..."

Зная позорную для нашей страны ситуацию, когда некомпетентные, но "надувающие щеки" федеральные и региональные чиновники от медицины в спайке с некоторыми бизнесменами, безответственно миллиардами разворовывают и разбазаривают государственный бюджет (т.е. деньги налогоплательщиков), я с большим трудом сдерживаю возмущение. Мне очень "за державу обидно". Руководствуясь гражданским долгом, пытаюсь и пером и словом (административного ресурса у меня нет) критиковать одних и предлагать свою и консультативную, и практическую помощь другим. Однако, во-первых: "пока гром не грянет, мужик не перекрестится", а, во-вторых: "нет пророка в своем отечестве".

"Первый блин комом"

Сначала я возмущался, а потом подумал: А может быть это и к лучшему, что сегодня выделяются не те (гораздо большие) средства, которые действительно могли бы "излечить болезнь" и ликвидировать наше более чем 30-летнее катастрофическое отставание. К лучшему потому, что тогда бы при том "разбазаривании", которое происходит сейчас, потери были бы во сто крат больше, а ожидаемого положительного результата все равно не было бы.

А еще я подумал, что то, что сейчас происходит можно рассматривать как "пробный камень" и "первый блин комом" или прелюдию к последующей более серьезной программе. А уж эту серьезную программу, "набив шишки" и поумнев, можно будет разработать и реализовать по-умному, т.е. по науке. И вот уже тогда, сменив не оправдавших доверия чиновников на более компетентных, можно будет действительно "излечить болезнь" нашей радиационной онкологии и действительно поднять на мировой уровень качество лучевого лечения наших онкологических больных.

Жаль, что это может произойти "уже не при нашей жизни".

Что происходит с нашей "модернизацией"?

В связи с безалаберной модернизацией характерно и закономерно снижение к ней интереса у некоторых региональных главных врачей. Они на опыте первых двух серий 2009 и 2010 года, наблюдая то, что реально творится на местах и печальный результат (далекий от рекламных и победоносных телевизионных шоу с выступлениями главного онколога и показами красивого оборудования), уже снизили свою активность по выпрашиванию денег. Они просто боятся такой "модернизации". Им это стоит огромного нервного напряжения и головной боли, а если что, то они же окажутся "козлами отпущения". Некоторые либо выдерживают паузу, отодвигая планы по модернизации, либо вообще пока от этого отказываются. Им не хочется рисковать собой. Их можно понять.

Посмотрим, что обычно происходит с нашей "модернизацией"?

Руководители региона и главный врач, осознавая отсталость своей лучевой терапии, долго выпрашивают в Минздравсоцразвития РФ деньги, обосновывая и доказывая необходимость этого и свою готовность к модернизации. Им это удается. Нетрудно по части готовности "втереть очки" некомпетентным чиновникам. Они попадают в "заветный список" в сентябре–октябре, а в регион приходят деньги в мае–июне следующего года.

Администрация и главный врач начинают лихорадочно выбирать проектировщиков, поставщиков оборудования, составлять техзадания на тендер, строить, приобретать оборудование и т.д. и т.п. Они принимают решения в очень сложной и ответственной области атомной медицины, не являясь в этом специалистами. Им приходится решать очень сложные задачи в кратчайшие сроки в условиях штурмовщины, так как все уже должно работать в декабре. Конечно, это нереально, если все делать нормально и по уму.

И ни один опытный и компетентный в этих делах профессионал не поверит, что все при этом хорошо сделано и работает как надо, даже, если его в этом будут навязчиво убеждать руководители государства, министры, руководители ведомств и некоторых организаций, главный онколог и другие в красивых рекламных журналах и в телевизионных информационных выпусках. Тем более что, как правило, выбираются случайные исполнители и принимаются ошибочные решения. Настоящие специалисты в данной области знают, что так можно сделать только "потемкинскую деревню".

Главный врач попадает "в ловушку". Если он откажется, его снимут за пассивность, а если он ввяжется в эту авантюру и через 2–3 года выяснится, что средства затрачены, а ничего не работает, его сделают "крайним" и либо уволят, либо посадят. Тем более что, делая это сложное дело и оперируя большими деньгами, всем не угодишь. Таким образом, сегодня главные врачи онкологических диспансеров и региональные руководители здравоохранения меняются "как перчатки".

Иного не могло быть "по определению"

Учитывая то, как вся эта "модернизация" у нас организована, другого результата не могло быть "по определению". Если кто-либо будет перепрыгивать через двухметровую пропасть, не являясь международным мастером спорта по прыжкам в длину, то он точно провалится в бездну и разобьется. Естественно, то же самое произойдет при попытке преодолеть тридцатилетнее технологическое отставание за полгода без науки, многолетнего обучения и тренировок.

Чего можно было ожидать, если Минздравсоцразвития РФ не играет ни консолидирующей, ни координирующей роли, а профессиональная общественная организация РАТРО занимает пассивную позицию. Министерство, занимаясь лишь раздачей денег, самоустранилось от разработки и реализации грамотной научно-обоснованной концепции и стратегии модернизации. А без этого нет, и не может быть положительного результата.

Как можно реализовывать широкомасштабную модернизацию какой-либо радиологической клиники в течение полугода без системы подготовки и сохранения медицинских физиков, которой нет, и на создание которой потребуется не менее пяти лет? Как можно будет создавать и пускать в строй центр ядерной медицины без этой системы, а значит без квалифицированных кадров? И вообще как сможет "дышать и жить" радиотерапевтический "организм" без всего того, что входит в понятие "среды обитания"?

Разнобой и дискредитация

Мы наблюдаем полное отсутствие какой-либо синхронизации больших медицинских радиологических проектов, что связано с межведомственным "разнобоем". Одними проектами непосредственно руководит МЗСР РФ через главного онколога, другими – ФМБА, третьи идут через "Роснано", четвертые – через Минпромторг. Причем, если в последних двух случаях существует серьезная и компетентная система экспертного отбора, то в первых двух ведомствах никакой системы, ни критериев, ни компетентности не наблюдается. Возможно, еще вступит "в игру" Росатом. Типичная картина – "лебедь, рак и щука..."

Дискредитирует процесс модернизации и явное личное предпочтение со стороны МНИОИ им. П.А. Герцена одного поставщика оборудования (фирмы "MSM"), а со стороны ФМБА – одного разработчика проектов по ядерной медицине – завода "Медрадиопрепарат" (в народе его называют "свечной заводик").

Вообще, вся наша история, к сожалению, показывает, что Россия, по печальной традиции, все делает с огромными и человеческими, и экономическими потерями. Это происходит всегда – организуем ли мы революции, выигрываем ли войны, проводим ли перестройки, реформы, модернизации или даже тушим пожары. "Хотим как лучше, но получается как всегда". История с "модернизацией" радиационной онкологии не является исключением.

Конечно, такая модернизация тоже кое-что даст, но всего лишь "кое-что" и какой ценой. То, что сегодня происходит с радиационной онкологией, нельзя назвать модернизацией, скорее это дискредитация. Опять все идет в рамках печальной российской традиции. Все, что я об этом пишу и говорю – это лишь "вершина айсберга". Если копнуть глубже, то ужаснешься.

К сожалению, все это правда! Пусть горькая, но – правда. Если кто не верит – пусть проверит. Но проверка должна быть объективной и, конечно, не поверхностной.

Необходима экспертиза проектов и концепция модернизации

Т.е. необходима объективная, независимая и компетентная экспертиза проектов. При этом должны быть разработаны и утверждены критерии оценки и методика такой проверки, в процессе которой необходимо ответить на десять основных вопросов:
1) Кто персонально отвечает за постановку задачи и ее реализацию?
2) Индекс компетентности руководства в данной области.
3) Правильно ли были поставлены задачи?
4) Сколько вложено средств и куда они ушли?
5) Какие задачи должны были решаться, и какие решаются?
6) Правильно ли эти задачи решались?
7) Какой поток пациентов должен был лечиться, и какой лечится?
8) Какие технологии лечения должны были использоваться, и какие уже используются?
9) Какие результаты лечения уже имеются и чем они лучше предыдущих?
10) Как осуществляется контроль и гарантия качества лечения?
11) Как осуществляется защита пациентов и персонала, статистический анализ ошибок, минимизация терапевтических рисков?
12) Какова экономическая эффективность (КПД) вложенных средств?

Вообще, без научного планирования, научного сопровождения и экспертизы (или аудита) такие серьезные проекты за такие немалые деньги организовывать и осуществлять просто нельзя. И попытка лечения без этого нашей "тяжело больной" катастрофически отсталой радиационной онкологии – это "чистой воды" знахарство.

Просто поражает – как этого не понимают (или не хотят понимать) наши уважаемые руководители здравоохранения.

На основе проведенной экспертизы и анализа ситуации необходимо разработать единую научно-обоснованную концепцию модернизации.

Лучшая гарантия и защита – профессионализм и наука

Конечно, это должны делать самые высококвалифицированные профессионалы в данной области – ученые (клинические радиационные физики и радиационные онкологи). Первые должны играть основную роль, т.к. 90% вопросов связано с физико-технической составляющей, но они не имеют морального права и не смогут это делать без врачей, непосредственно отвечающих за лечение.

Хорошим подспорьем, научно-методической поддержкой, гарантией успеха, барьером на пути коррупции, защитой от административных и судебных нападок в каждом серьезном проекте модернизации или создания радиологического центра, являются их научное планирование и научное сопровождение. Это ключевой момент, а далеко не излишество, как считают многие администраторы, проектировщики и поставщики оборудования.

Вообще, по опыту высокоразвитых стран, самым лучшим объективным и компетентным инструментом научно обоснованного планирования, научного сопровождения, контроля, аттестации, сертификации и лицензирования, вместо чиновничьих бюрократических структур под государственной "крышей" являются профессиональные общественные организации типа Американской ассоциации медицинских физиков (ААРМ), или Ассоциации медицинских физиков России (АМФР) с хорошо развитой научно-организационной структурой, или специальные научные, консалтинговые и аудиторские фирмы.

Эпилог

Но так делают там, у них на Западе. Однако какой же наш чиновник согласится отдать столь "лакомые куски" независимым от него профессионалам? Тем более, что деньги с его подачи ЭвбухиваютсяЭ огромные, а реально никакой ответственности за некомпетентные решения, плохой результат, разворовывание и разбазаривание средств он не несет. Стало быть, никакой реальной модернизации нашей радиационной онкологии у нас не предвидится, и ее "тяжелая болезнь" будет прогрессировать. Одна надежда, что "приедет барин и рассудит".

Литература

  1. Костылев В.А. Анализ состояния радиационной онкологии в мире и в России. // Медицинская физика, 2009, № 3(43), С. 5-20.
  2. Костылев В.А. Азбука и арифметика системной модернизации радиационной онкологии. // Медицинская физика, 2010, № 1(45), С. 5-23.
  3. Костылев В.А. Как лучше организовать процесс модернизации и развития лучевой терапии? // Медицинская физика, 2010, № 2(46), С. 5-10.

Назад...

 

Главная | Об Ассоциации | В.А. Костылев | Новости | Контакты | Журнал "Медицинская физика" | English
© 2009 Ассоциация медицинских физиков России. All Rights Reserved