|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
Наше богатство –
интеллект и энергия профессионалов Наше богатство –
интеллект и энергия профессионалов |
|||||||||||||
Переписка АссоциацииПрезиденту РФ Медведеву Д.А. О некомпетентном развитии атомной (радиологической) медициныГлубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! В области атомной медицины и медицинской физики Россию относят к слаборазвитым странам. Сегодня после длительного застоя у нас планируются и осуществляются проекты создания центров ядерной медицины и модернизации отделов лучевой терапии онкологических учреждений. Это, безусловно, необходимо. Однако проведенный нами анализ ситуации показывает, что эти проекты (в том виде, в котором они реализуются) не принесут ожидаемого положительного эффекта, а средства, выделяемые на них, будут затрачены впустую. Связано это, во-первых, с отсутствием компетентного научного руководства и сопровождения, с серьезной недооценкой нашего катастрофического отставания в области атомной медицины, а также с абсолютным отсутствием в стране правовой основы и других необходимых базовых условий для развития данной области. Подготовкой этих условий никто не занимается. Мы имеем вариант авторитарной некомпетентной модернизации. Во-вторых, сами проекты очень поверхностны и плохо проработаны. Практически они представляют собой лишь набор устанавливаемого оборудования и проекты помещений под него. Все делается "вслепую" без науки. Отсутствуют системные научно-обоснованные концепции, медико-физические требования и грамотные медико-технические задания. Не продумано долгосрочное перспективное планирование, т.е. нет своего рода "дорожной карты". Создаваемые таким образом объекты лечить не будут, а вред больным нанесут немалый. Науку они тоже вряд ли продвинут. Россия в этой области отстала не только от США и Европы более чем на 30 лет, но по некоторым показателям и уже от ряда стран 3-го мира. Например, ускорителей для лучевой терапии у нас в 44 раза, радиотерапевтических центров в 17 раз, а медицинских физиков в 35 раз меньше, чем в США. В Китае и Бразилии ускорителей, радиотерапевтических центров и медицинских физиков значительно больше, чем у нас. (см. Примечание). Причем главная причина нашего отставания (которое нарастает) связана не с оборудованием, а "с мозгами", с отсутствием, в первую очередь, грамотных в данной области управленцев и квалифицированных медицинских радиационных физиков (которые играют ключевую роль в развитии атомной медицины), а также системы их подготовки и сохранения. Наши оценки убедительно показывают, что для выхода по качеству лечения онкологических больных на уровень ведущих мировых держав необходимо резко увеличить темпы приобретения и освоения ускорительных комплексов (доведя их общее число в России со 100 до 3000) и количество медицинских радиотерапевтических физиков (доведя их число от 250 до 7500). При этом потребуется обеспечить более 40 необходимых условий. Эти цифры, конечно, не взяты с "потолка". Они реально вытекают из сравнения с западными показателями, элементарных арифметических оценок и экстраполяции. (см. Примечание) Для ликвидации нашего отставания потребуется не менее 20 лет и в десятки раз большие финансовые вложения. Нынешние ежегодные закупки десятка ускорительных комплексов для онкологических учреждений практически ничего не меняют. Это всего лишь своего рода "плацебо". В результате отсутствия единой политики и межведомственных барьеров при планировании глобальных проектов опора делается не на самые авторитетные и продвинутые в лучевой терапии, ядерной медицине и лучевой диагностике, имеющие научные школы, и интегрированные в мировую науку ведущие научные центры РАМН, РАН и Минздравсоцразвития (РОНЦ, МРНЦ, РНЦРХТ, ОИЯИ и др.), а на оторванную от большой академической науки отраслевую систему больниц и медсанчастей ФМБА, которая предназначена для специализированного обслуживания работников атомной отрасли. Это уменьшает вероятность успеха соответствующих проектов. По той же причине некоторые серьезные проекты, исходящие из академической среды, не в состоянии пробить себе дорогу. Стратегия развития атомной медицины должна быть гораздо более гибкой и продуманной. "Лобовые атаки" ни к чему хорошему не приведут. Необходимо более рационально использовать различные варианты модернизации существующих и создания новых радиологических центров. Несмотря на наши многочисленные письма (в течение последних 15 лет) об этих проблемах, ни Минздравсоцразвития, ни другие министерства, ведомства и корпорации не занимаются серьезно ни анализом ситуации, ни стратегическим планированием, ни научным управлением развития атомной медицины. Отсутствует научный подход, т.к. научные сообщества (РАМН и РАН) фактически от управления отстранены. Ключевые задачи при этом не решались и до сих пор не решаются. Особенно это касается ситуации с кадрами. Вместо конкретных шагов ведутся одни лишь разговоры. Например, неоднократные предложения Ассоциации медицинских физиков России по организации системы подготовки и повышения квалификации медицинских радиационных физиков для радиотерапевтических клиник, основанные на международном и собственном опыте, остаются без внимания. А без кадров, которых необходимо много и долго готовить, без системы их подготовки, без учебных центров и преподавательского корпуса, без нормативно-правовой базы, без систем сервисного обслуживания, аудита и гарантии качества, клинической дозиметрии и поверочных дозиметрических лабораторий, защиты пациентов и персонала и т.п., не может быть и речи об эффективности, качестве и безопасности радиационных лечебных центров. Процесс модернизации по национальной онкологической программе вообще организован из рук вон плохо. Положение усугубляется еще и тем, что власть реально захватили торгаши и другие случайные для атомной медицины люди. Наш радиотерапевтический рынок в результате коррупции, явного административного давления и манипуляций с техническими заданиями фактически монополизирует одна известная фирма. Это "у всех на устах", но ни ФАС, ни другие компетентные органы с этим ничего поделать не могут. Между производителями и пользователями существует масса ненужных и некомпетентных посредников. Все это приводит к взвинчиванию цен, множеству ошибок, очень низкой эффективности освоения и использования техники. Что касается разработки и освоения выпуска отечественного радиологического оборудования, то необходимые для этого кадры, производства и другие условия тоже практически отсутствуют. При этом появились некомпетентные, тоже посреднические менеджерские фирмы, которые замахиваются на организацию грандиозных, но явно авантюрных проектов. И здесь отсутствует научный подход. Необходимы не разрозненные "точечные" проекты, организуемые чиновниками и коммерсантами, которые не способны решить указанные проблемы, а межведомственный системный общероссийский (а может и евразийский) "Медицинский атомный проект". Возглавлять и координировать его должна команда компетентных и авторитетных в области атомной медицины ученых под флагом РАМН и РАН (где такие ученые и организации преобладают) с участием и при поддержке Минобрнауки, Минздравсоцразвития, Минпромторга, корпораций "Росатом", "Ростехнологии", "Роснанотехнологии" и др. АМФР заинтересована и способна играть активную и позитивную роль в подготовке и реализации данного Проекта. С уважением, Примечание: Более подробно с анализом ситуации и предложениями можно ознакомиться на сайте АМФР: www.amphr.ru в Сборнике статей "Медицинская атомная стратегия". Особого внимания заслуживают следующие статьи, опубликованные в журнале "Медицинская физика" за последние 3 года и включенные в Сборник:
Приложение: Информация о III Евразийском конгрессе по медицинской физике и инженерии "Медицинская физика - 2010" Назад...
|
|||||||||||||
|